Игры, развивающие память, мышление и аналитические способности.

Опубликовано: 14.04.2014

С появлением ребенка в семье жизнь родителей начинает кардинально меняться. Каждодневный труд, домашние заботы... Кому из родителей это незнакомо? Однако, как часто говорят у нас: «Ребенок — это дар Божий». И это действительно так! Каждый малыш, по сути своей, подобен растению. Он требует терпения, внимания, любви и заботы. В настоящее время много статей, посвященных воспитанию и развитию ребенка, в основе которых лежат разные подходы к этим вопросам. В разных странах свои особенности воспитания. Но, несмотря на это, закономерности развития остаются неизменными.
Случайным образом мне довелось познакомиться с продукцией компании Thinkfun, которая предлагает вниманию покупателей настольные игры и головоломки для детей, начиная с дошкольного возраста. Учитывая, что детям в младшем школьном возрасте, прежде всего, интересны игры, которые учат думать, а также дают возможность проверить свои способности на практике, благодаря такой игровой деятельности у ребенка развивается память, мышление и другие психические процессы. И что самое важное, подобного рода головоломки и игры рассчитаны на всю семью, т.к. и самим родителям будет интересно и полезно испытать свои силы в более сложных уровнях игры. Каждая из представленных игр-головоломок этой компании по-своему интересна, однако я хотела бы подробнее остановиться на самых неординарных из них.
Одним из примеров является головоломка «Опасная переправа», направленная на развитие логики и пространственного мышления. Наверняка многие из вас сталкивались с интеллектуальной игрой «Волк, коза и капуста», суть которой сводилась к тому, что нужно перевезти через реку волка, козу и капусту, соблюдая при этом определенные условия. Суть игры и головоломки несколько схожа: в данном случае задача заключается в том, чтобы помочь Туристу переправиться через реку при помощи пенька и небольших досок, которые расставляются самим ребенком. Игра имеет несколько уровней сложности и рассчитана она на детей от 8 лет. Последний уровень заключается в поиске решения заданной задачи при минимальном использовании средств для переправы героя игры. Для детей помладше (начиная с 6ти летнего возраста) предлагается Головоломка «Переправа для малышей».
Говоря о логике, нельзя не рассмотреть мышление как наиболее сложный психический процесс. Стоит отметить, что развитие мышления осуществляется в двух аспектах: действенном и речевом. Как писал выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн: «Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием» . Особенности мышления ребенка обусловлены его практической направленностью и опираются на опыт, получаемый ребенком в жизни. Большое значение имеет то, что ребенок активно наблюдает за взрослыми, в результате чего усваивается опыт, необходимый для решения практических задач.
Когда ребенок овладевает речью, развивается и его способность обобщать. Новые слова достаточно быстро начинают носить общее значение по отношению к окружающим его предметам, тем самым переносясь с одного предмета на другой. Однако признак, на основании которого происходит этот процесс, не всегда является существенным. У ребенка формируется умственная операция сравнение, начинают выделяться причинные зависимости в предметной деятельности.
В основе мыслительной деятельности ребенка лежит   его личный опыт, а также наблюдение за деятельностью окружающих его людей. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что анализ мышления ребенка появляется довольно рано: уже в дошкольном возрасте.  Уже в этот период можно отметить свойственные для взрослого интеллектуальные процессы. Возникает осмысленность: стремление к пониманию сути вещей.
Следующая интересная игра – «Кубик-Умник». В нее с ребенком можно играть уже с раннего возраста (18 мес.). Она заключается в том, что ребенок кидает разноцветный кубик, и в зависимости от того, какой цвет ему достался, малыш выполняет определенный тип заданий. Преимущества игры заключаются в том, что в процессе выполнения заданий ребенок учится слушать инструкцию, что важно при поступлении в школу, когда центральной задачей становится умение слышать слова учителей. А благодаря тому, что все карточки с заданиями поделены на 8 условных категорий: эмоции, счет, цвета, части тела и др.,  ребенок обучается простому счету, учится распознавать цвета, выражать эмоции, также игра способствует формированию моторных навыков.
Другая игра, на которую также хотелось бы обратить внимание – это игра-головоломка «Шоколадный набор». Смысл игры - расположить «шоколадные конфеты» в нужном порядке. Используя карточку-задание, методом проб и ошибок (соотнесения подсказок) можно найти варианты решения поставленной задачи. Четыре уровня сложности, 40 заданий с ответами. Игра будет интересна не только детям, но и взрослым. Рекомендуемый возраст – от 8 лет. Благодаря этой игре-головоломке  формируется важный вид умственных операций перехода от общего к частному – дедукция, а так же пространственное мышление.
Почему так важно пространственное мышление? Начнем с того, что каждый объект обладает определенными свойствами: форма, величина и цвет. При этом какие-то свойства меняются, какие-то остаются неизменными. Так, например, может меняться величина предмета в зависимости от его расположения. Пространственное мышление дает возможность решать конкретные практические задачи за счет оперирования образами, находящимися в пространстве.
Ребенок рождается, взрослеет, поступает в школу, и учебная деятельность становится для него ведущей. Происходит развитие внутреннего плана действий, работа психических процессов начинает носить произвольный характер. Как писал В.А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже в младшем школьном возрасте ребенок способен осуществлять движения, характеризующиеся контролем и целенаправленностью. Рукоделие, рисование, лепка и другие виды творческой деятельности обуславливают развитие тонкой моторики и сенсомоторики ребенка. Кроме того, наряду с учебной деятельностью важна деятельность игровая, которая осуществляется в иных формах, нежели в дошкольный период.
Детям в этот период интересны такие развлечения, которые учат думать, дают возможность проверить свои способности и увидеть результат. Это главным образом игры, направленные на развитие процесса мышления. Во время обучения в школе ребенок усваивает новые понятия, расширяется не только словарный запас, но и усваиваются знания из разных областей. Постепенно происходит переход от понятий конкретных к понятиям абстрактным. Ребенок учится не только выделять предмет по заданным признакам, но и познает, какие признаки являются существенными, какие нет, какие изменчивы, а какие остаются неизменны. Например, к признакам можно отнести параметры, о которых уже шла речь: размер, форма, цвет.
От простых логических связей осуществляется переход к более глубоким. Так, в школьные годы происходит дальнейшее развитие мыслительных операций, к которым можно отнести: анализ, синтез, обобщение и др. А знания, которые приобретает ребенок, способствуют расширению общего кругозора.
Таким образом, логические игры, головоломки способствуют развитию мышления, что является очень важным на каждом этапе взросления ребенка. Он учится думать, логически выстраивать последовательность своих действий в ходе игровой деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что несомненно важным моментом в представленных играх является наличие различных уровней сложности в каждой игре, это способствует интересу к ним со стороны взрослых. Возможность играть всей семьей ценно для эмоционального развития ребенка. К тому же в каждом взрослом всегда остается ребенок, благодаря которому мы стремимся познавать что-то новое, а главное продолжаем радоваться простым жизненным мелочам.

Автор: Федулова Галина, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1454 г. Москвы, студентка магистратуры ГБОУ ВПО МГПУ, является дипломированным преподавателем японского языка, проходит повышение квалификации по японскому языку при МГУ, участник научных конференций, имеет публикации в различных научных изданиях.
Отзывы